Распределение пальцев при игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, называется аппликатурой. Рассмотрим аппликатуру левой руки на грифе гитары.
При игре на гитаре может быть два типа аппликатуры левой руки — типовая и уникальная.
Типовой аппликатурой называются случаи, когда все звуки аккорда извлекаются на струнах, каждая из которых прижата к какому-либо ладу грифа. Уникальной — когда часть звуков аккорда извлекается на открытых струнах (не прижатых кладам).
Предлагаемая система построена на основе типовой аппликатуры.
Поскольку буквенно-цифровое обозначение не показывает порядка расположения звуков в аккорде, то имеет смысл изобразить аппликатуру в виде схем-рисунков участка грифа гитары, на которых указаны места прижатия струн пальцами левой руки.
Здесь приведены: таблица 6 и 85 схем-рисунков аппликатуры.
Таблица 6 дает возможность определить, каким приемом и на каком ладу можно построить аккорд от заданной ноты.
Схемы-рисунки аппликатуры образуют 17 горизонтальных и 5 вертикальных рядов. Горизонтальные ряды носят названия разновидностей аккордов с буквенно-цифровыми обозначениями. Вертикальные ряды условно названы «приемами».
Определение аппликатуры аккорда производится следующим образом. Например, надо найти аппликатуру мажорного аккорда от звука до. По таблице 6 определяем, что аппликатуру аккордов от звука до можно построить пятью способами: 4-м приемом на III ладу грифа гитары, 5-м — на V ладу, 1-м приемом на VIII ладу, 2-м — на X, 3-м — на XII.
После этого из горизонтального ряда мажорного трезвучия выбираем наиболее удобный прием.
На данных ладах устанавливается указательный палец левой руки, остальные пальцы расставляются, как указано на схемах- рисунках.
Чтобы получить минорный вид аккорда от до, следует вышеперечисленные приемы строить,на тех же ладах (т. е. 4-м приемом на III ладу, 5-м — на V, 1-м —на VIII и т. д.), но брать эти приемы надо из горизонтального ряда, носящего название «минорное трезвучие».
Таким образом, чтобы получить любой другой вид аккорда от до, приемы аппликатуры, найденные по таблице б, надо строить из горизонтального ряда, носящего название требуемого вида аккорда.
Пользуясь данной системой, можно построить на грифе гитары 17 видов аккордов от до или любой другой ноты звукоряда. Причем, система дает возможность построить каждый вид аккорда пятью приемами, что позволяет свободно и разнообразно подбирать аккомпанемент (сопровождение) на гитаре с учетом удобства исполнения и выразительности звучания.
Аппликатуру аккордов от других нот определяем аналогично приведенному выше примеру. То есть, пользуясь таблицей 6, определяем, каким приемом и на каком ладу строятся аккорды от данной ноты, находим в схемах-рисунках горизонтальный ряд с требуемым видом аккорда, и в соответствии с таблицей переносим любой из пяти приемов аппликатуры на гриф гитары.
Рисунки с аппликатурой представляют схему участка грифа гитары.
Шесть горизонтальных линий соответствуют струнам гитары.
Верхняя горизонтальная линия—1-я струна (тонкая), нижняя— 6-я (бас).
Вертикальные линии обозначают лады на грифе гитары.
Расположение пальцев левой руки на ладах и струнах (аппликатура) показано точками. Цифры, стоящие слева от точек, обозначают пальцы левой руки: 1—указательный, 2 — средний,3 — безымянный, 4 — мизинец.
Звуки следует извлекать только на струнах, прижатых к ладам. Как ранее говорилось, такую аппликатуру называют типовой. При типовой аппликатуре указательный палец левой руки часто прижимает на одном ладу несколько струн одновременно (такой прием называется «барре»).
Наша система позволяет пользоваться также и уникальной аппликатурой, при которой ряд звуков аккорда извлекается на открытых струнах. Можно сказать, что уникальная аппликатура образуется, когда роль указательного пальца левой руки выполняет верхний, порожек грифа гитары.
В таблице 6 рядом с обозначением звуков до, ре, ми, соль, ля указаны номера приемов, которыми можно строить аккорды этих звуков в уникальной аппликатуре. Поскольку в этом случае роль указательного пальца будет выполнять верхний порожек грифа, то остается построить только аппликатуру остальных пальцев (см. рис. 2).
При подборе аккомпанемента уникальную аппликатуру следует использовать в первую очередь, так как она технически легче для пальцев левой руки. В таких случаях надо логично изменить обозначенную на схеме-рисунке постановку пальцев, используя освободившийся указательный палец. При уникальной аппликатуре часть звуков будет извлекаться с прижатых струн, а часть — с открытых. В этом случае из открытых струн должны звучать только те, которые освободились от нажатия указательного пальца левой руки.
В таблице 6 указаны основные ступени звукоряда. Аккорды от производных ступеней звукоряда, записываемые со знаками альтерации: F —Фа-диез мажор, Е —Ми-бемоль мажор, С — до-бемоль минор и т. п. определяются сначала как от основной ноты (F, Е, С), а затем найденныйлад следует изменить в зависимости от знака альтерации. Например: если аккорд от до построен на III ладу, то аккорд от до-диез надо строить на IV ладу, аккорд от до-бемоль — на II ладу.
Над некоторыми схемами-рисунками аппликатуры встречаются знаки альтерации ( или ), что также говорит о необходимости изменить найденный по таблице 6 лад в соответствии со знаком. Например, требуется построить уменьшенное трезвучие от соль (т. е. Gm5- ). По таблице 6 определяем, что аккорд можно сыграть 1-м приемом на III ладу, но над этой схемой-рисунком стоит знак (бемоль). Значит, его следует строить на II ладу. И наоборот, при знаке аккорд строится одним ладом выше.
На схемах-рисунках встречаются крестики. Их значение аналогично точкам, они позволяют изменять аппликатуру схемы рисунка, причем вид аккорда остается прежним. (См. рис. 3. 4, 5.)
Рисунки За, 4а, 5а показывают аппликатуру, на которой кроме точек, указывающих места прижатия пальцев, еще имеются крестики. Рисунки Зв, 4в, 5б,в показывают допустимое изменение аппликатуры в приемах, где имеются крестики. В результате изменения аппликатуры на рис. 4в, 5б,в указательный палец перемещается на один лад по отношению к основным схемам-рисункам (рис. 4а, 5а). Это нужно учитывать при построении данных приемов на гитаре. Так, например, требуется исполнить минорное трезвучие от ми (Em). По таблице 6 определяем, что его можно сыграть 2-м приемом на II ладу. Этот прием изображен на рис. 4б. Если пожелаем строить аппликатуру по рисунку 4в, то указательный палец следует ставить на 3-й лад. Для освоения изложенного материала в конце пособия имеется хрестоматия для практического пользования системой при исполнении аккомпанемента к ряду песен. В заключение следует сказать о прижатии струнпри извлечении звуков на гитаре. У начинающих гитаристов какой-либо звук аккорда подчас звучит плохо или не звучит совсем. Для проверки, все ли звуки одинаково хорошо звучат, надо по очереди извлечь каждый звук аккорда, не меняя в это время положения пальцев левой руки, прижимающих струны, и не ослабляя силу прижатия струны. Пальцы левой руки должны достаточно крепко, но без напряжения прижимать струны около металлического порожка лада. Плохое звучание происходит от слабого прижатия струны или от того, что к этой струне прикасается палец, прижимающий одну из соседних струн. Указательный палец при приеме «барре» должен быть выпрямленным и располагаться параллельно порожку лада. Руку надо подвинуть вперед (в направлении от корпуса исполнителя), чтобы кисть в запястном суставе оказалась значительно изогнутой. Это будет способствовать распрямлению указательного пальца. Надо в совершенстве овладеть приемом «барре», так как он при игре на 6-струнной гитаре применяется очень часто. При извлечении звуков пальцами правой руки следует помнить, что большой палец предназначен для 6-й, 5-й, 4-й струн; указательный — для 3-й, средний для 2-й, безымянный для 1-й струны.
Все, что касается настройки гитары, посадки, положения гитары, приемов извлечения звуков подробно описано в любомсамоучителе игры на гитаре. Изложенная система позволяет сделать удобное наглядное пособие для определения аппликатуры к аккордам. Определитель в собранном виде представляет собой сложенный вдвое лист с изображением на лицевой стороне схем-рисунков аппликатуры. Внутри сложенного вдвое листа помещен круг, на котором в специальном порядке расставлены буквы основных звуков аккордов и нумерация ладов из таблицы 6. На лицевой стороне листа рядом со схемами-рисунками аппликатуры имеются прорезанные окна, в которые видны необходимые данные из подвижной таблицы. Кроме схем-рисунков на определителе имеется пояснение к пользованию им. Помещается определитель в развернутом виде на отдельных страницах в конце пособия. Следует самостоятельно вырезать и собрать его.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЯ
Определитель состоит из двух рисунков: 6 — основной лист определителя (а, б), 7 — круг с таблицей 6.
Для изготовления определителя следует вырезать по периметру рисунки 6 и 7. На рис. 6 (основной лист) имеется 7 «окон», заштрихованных крестиками. Здесь следует вырезать отверстия. После этого основной лист надо сложить вдвое, согнув по пунктирной линии. Внутрь сложенного вдвое листа вкладывается вырезанный круг (рис. 7) изображением к вырезанным «окнам». В центре круга и на сложенном листе имеются крестики. В центре такого крестика надо точно сделать прокол, который будет являться осью вращения круга в сложенном листе. Ось прошивается ниткой или скрепляется каким-либо другим способом, после чего определитель готов к работе. (Рекомендуется при сборе определителя листы наклеить на более плотную бумагу.)
В качестве практических примеров в следующей далее хрестоматии предлагается ряд песен, имеющих буквенно-цифровые обозначения аккордов для сопровождения на гитаре. Аккорды снабжены схемами-рисунками аппликатуры, с помощью которых их можно построить на гитаре. Аппликатура определялась по системе, изложенной в пункте 6. Каждая из схем-рисунков снабжена надписью, в которой указано название аккорда, номер приема и лад, на котором устанавливается указательный палец левой руки. Типовая и уникальная аппликатура обозначены сокращенно: (Т. а.), (Ун. а.) При типовой аппликатуре звуки извлекаются только на тех струнах, которые прижаты к ладампальцами левой руки. При уникальной аппликатуре звуки извлекаются как с прижатых, так и с открытых струн. Струны, которые не должны звучать,отмечаются крестиком (х) с левой стороны схемы-рисунка.
Буквенно-цифровые обозначения аккордов выставляются сверху нотоносца над той долей такта, с которой должно начаться звучание аккорда. Этот аккорд продолжается до тех пор, пока не появится обозначение нового аккорда.
Обучающимся следует тщательно проанализировать каждый прием, попробовать самому найти эти приемы на таблице 6 и таблице схем-рисунков аппликатуры. Обучение сопровождению на гитаре нужно начинать с песен, мелодии которых хорошо знакомы.
После усвоения предложенных приемов аппликатуры рекомендуется ту же песню проиграть другими приемами, взятыми по своему усмотрению.
ХРЕСТОМАТИЯ
СТЕПЬ ДА СТЕПЬ КРУГОМ
Русская народная песня
Степь да степь кругом,
Путь далек лежит,
В той степи глухой,
Замерзал ямщик.
В той степи глухой,
Замерзал ямщик.
Замерзая он,
Чуя смертный час,
Он товарищу,
Отдавал наказ:
Он товарищу,
Отдавал наказ:
«Ты, товарищ мой,
Не попомни зла —
В той степи глухой,
Схорони меня.
В той степи глухой,
Схорони меня.
А коней моих
Отдай батюшке,
Передай поклон
Родной матушке.
Передай поклон
Родной матушке.
А жене скажи
Слово прощальное,
Передай кольцо
Обручальное.
Передай кольцо
Обручальное.
А жене скажи,
Что я в степи замёрз,
И любовь свою,
Я с собой унёс.
И любовь свою,
Я с собой унёс.
КЛЕН ТЫ МОЙ ОПАВШИЙ
Слова С.ЕСЕНИНА
Клен ты мой опавший, клен заледенелый.
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И. как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал не стойкий.
Не дойду до дому с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал ей песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку
ЗА ФАБРИЧНОЙ ЗАСТАВОЙ
Песня из кинофильма «Они были первыми»
Слова Е. ДОЛМАТОВСКОГО Музыка М. ФРАДКИНА
Где закаты в дыму,
Жил парнишка кудрявый
Лет семнадцать ему.
О весенних рассветах
Тот парнишка мечтал.
Мало видел он света.
Добрых слов не слыхал.
Рядом с девушкой верной
Был он тих и несмел.
Ей любви своей первой
Объяснить не умел.
И она не успела
Даже слово сказать.
За рабочее дело Он \ шел воевать.
Но, порубанный саблей.
Он на землю упал.
Кровь ей отдал до капли.
На прощанье сказал:
«Умираю, но скоро Наше солнце взойдет...»
Шел парнишке в ту пору Восемнадцатый год.
За фабричной заставой.
Где закаты в дыму,
Жил парнишка кудрявый
Лет семнадцать ему.
Парню очень хотелось
Счастье здесь увидать.
За рабочее дело Он ушел воевать!
ТЕМНАЯ НОЧЬ
Песня из кинофильма «Два бойца»
Слова В. АГАТОВА, музыка М.БОГОСЛОВСКОГО
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами...
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, дорогую подругу мою.
Эта вера от пули меня темной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и теперь надо мною она кружится...
Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому, знаю, со мной ничего не случится!
|
|